Вы никогда не задумывались над формулировками в милицейских протоколах ДТП: «водитель не справился с управлением»? Что такое «не справился с управлением»? Почему «не справился»? А не справился, и все. Кто там, в груде искореженного металла, будет выяснять причины гибели человека: не справился, и все, сам виноват: занесло, вышел на «встречку», может, уснул, может, с сердцем плохо. И никто не знает, никто не считал и не исследовал – как часто причиной аварии, гибели становятся неисправные тормоза. А вот у моей машины тормоза исправные, подумали вы, прекрасно работают, да и за уровнем тормозухи я всегда слежу, доливаю. Давайте выйдем на улицу и спросим у автомобилистов, имеющих автомобили с пробегом более 50 тысяч километров: «Когда вы в последний раз меняли тормозную жидкость?»
-Да, я недавно взяла свежий машину с пробегом всего 70 тысяч километров, у него тормоза в порядке, уровень жидкости в бачке нормальный, а зачем ее менять, если она чистая?
-Все собираюсь поменять, но некогда. Да и тормоза работают прекрасно.
-А это где?
Да, опросы и исследования, охватившие около 3 тысяч водителей, показали, что каждый второй автомобилист находится в «группе риска»! Каждый второй не знает, что тормозную жидкость надо не только доливать, но и полностью менять каждые полтора-два с половиной года или каждые 30-40 тысяч километров пробега.
Масло меняют, фильтры меняют, колодки тоже, а «тормозуха» – она есть в бачке, уровень нормальный, тормоза работают значит, все в порядке! Особенно это касается тех, кто покупает подержанные автомобили, в том числе и иномарки: а когда в них менялась тормозная жидкость? А ведь она постепенно набирает влагу из воздуха, особенно осенью и весной, в дожди, и всего 3,5 процента воды в ней заставляют и закипать ее от высоких температур, и провоцируют ржавление металлических трущихся сочленений тормозной системы, в том числе — зеркал тормозных цилиндров: ржавело, ржавело, а потом – бац! И заклинило! Или наоборот – от высокой температуры вода в тормозной жидкости превратилась в пар, в пузырьки пара и педаль в самый нужный момент – бац! — провалилась!
Итак: тормозная жидкость. Красная тормозная жидкость БСК содержит пополам касторового масла и бутилового спирта. Кстати, касторку мы закупаем в Индии, так как своей не имели (и не имеем). Потом появилась ЭСК — «желтая жидкость», где присутствовало 60% масла и 40% этилового спирта. Оба продукта обладают отличными смазывающими свойствами, оптимальной вязкостью при температуре от — 25°C до + 70°C, они не поглощают влагу, никак не влияют на резину, и даже запах у них приятный. Однако граница закипания ЭКС — + 78°C, и ее производство поэтому было прекращено. У БСК кипение начинается при + 118°C, она пока выпускается, но нижний порог ее работоспособности – это – 20-25°C. При более низкой температуре в жидкости появляются сгустки касторового масла, которые закупоривают гидросистему, что повышает риск отказа тормозов.
В России и поныне продолжают изготавливать тормозные жидкости на касторовой основе. Но во всем мире подобные продукты активно вытесняют «коллеги» на гликолевой основе, а для гоночных и полугоночных автомобилей за рубежом уже давно сконструированы тормозные жидкости на силиконовой основе. В странах с развитым автомобилестроением объем касторовых тормозных жидкостей не превышает 5%.
Гликолевые тормозные жидкости готовят на основе гликолевых эфиров, добавляя к ним полигликоли, ингибиторы коррозии и противоокислители. Первой отечественной гликолевой тормозной жидкостью стала ГТЖ-22 с температурой кипения + 100°C и температурой застывания -60°C. Позже для автомобилей ВАЗ была разработана «Нева», которая противостоит кипению до температуры + 190°C и морозостойка до — 63°C. Поначалу казалось, что столь широкий температурный интервал является вполне достаточным. Но гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и способны поглощать влагу даже в таких герметичных местах, как колесные тормозные цилиндры, резиновые шланги, где идет процесс диффузии воды через материал, не говоря уже о расширительном бачке.
Зарекомендовавшая себя в середине 70-х годов тормозная жидкость «Нева» полностью удовлетворяла требованиям в те годы: высокая температура кипения, хорошие вязкостно-температурные свойства, низкая агрессивность. Основным недостатком «Невы» является опять же гигроскопичность, т.е. в процессе эксплуатации жидкость увлажняется, снижается ее температура кипения и антикоррозийные свойства, поэтому смену «Невы» необходимо производить через 1-2 года эксплуатации.
В начале 80-х годов взамен тормозной жидкости «Нева» была разработана «Томь», температуру кипения ее довели до 220С , кроме того, у «Томи» ниже агрессивность воздействия на детали из меди и латуни. С появлением массового переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 была разработана тормозная жидкость «Роса», которая характеризуется более высокой вязкостью при -40С, и более высокой температурой кипения. Популярность этих тормозных жидкостей на отечественном рынке остается пока очень высокой, хотя уже давно автопроизводителями при первой заливке на конвейере применяется более современная жидкость класса ДОТ-4.
Как ни странно, но в России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей. Все отечественные производители ТЖ работают по собственным ТУ, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы. И что же мы имеем?
Тормозные жидкости бывают трех видов, в зависимости от основы: минеральные, гликолевые и силиконовые. Их, естественно, нельзя смешивать. Ну, о минеральных я уже рассказал – это продукт вчерашнего дня. Однако, на автомобилях, выпущенных более двадцати лет назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости, или придется менять все манжеты.
Гликолевые тормозные жидкости имеют в качестве основы полигликоли и их эфиры. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основной недостаток гликолевых жидкостей — гигроскопичность. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как их свойства ухудшатся.
Силиконовая тормозная жидкость изготавливается на основе кремний-органических полимеров. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Но их применение ограничивают недостаточные смазывающие свойства.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают: ДОТ 5 – SBBF — «silicon based brake fluids» — первая буква S означает силиконовую основу. А, например, ДОТ-5.1 NSBBF – «нон силикон», не на силиконе.
Итак, в зависимости от технических показателей, по стандарту ДОТ (Department of Transportion – американская транспортная инспекция), все тормозные жидкости делятся на три основных класса: DOT 3, DOT 4, DOT 5, причем минимальным на сегодняшний день считается класс DOT-3. Жидкости класса DOT-3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах тихоходных автомобилей. Стандарт DOT-4, рассчитан на современные автомобили с повышенными динамическими качествами, частыми и резкими разгонами и интенсивными замедлениями, у них преимущественно дисковые тормоза на всех колесах.
Жидкости класса DOT-5 (DOT-5.1) используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями. Спортивных, например. Напоминаю, что силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упаковке дополнительно обозначают: ДОТ 5 – SBBF — «silicon based brake fluids» — первая буква Эс означает силиконовую основу. А «N» перед «S» — «нон силикон», не силиконовая основа. Какую именно жидкость нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель.
Проведенная летом 2000 года независимая экспертиза показала, что больше половины отечественных тормозных жидкостей не соответствуют установленным требованиям, а часть из них в десятки раз превышает все допустимые нормы по таким основным параметрам, как вязкость, температура кипения и замерзания, а также коррозионная агрессивность. Представляете, что станет с вашей тормозной системой, если вы зальете туда подобную дешевую жижу? Как правильно выбрать тормозную жидкость? Вы должны быть уверены, что она произведена на заводе, где есть лаборатории, проверки, испытания. Об этом, главным образом, свидетельствует качественная упаковка с названием и координатами производителя. Она должна быть герметичной, запечатана фольгой. И последнее – замену тормозной жидкости на автомобилях с системами АВС, а тем более – ЕСП и SBC можно производить только по инструкции автопроизводителя. Для этого необходимо спецоборудование, в том числе компьютерное, которое есть лишь в дилерских автосервисах. Сейчас появились сервисы, производящие экспресс-проверку и, при необходимости,- экспресс-замену тормозной жидкости. Проверку делают специальным прибором, за несколько секунд, эта процедура бесплатна. Экспресс-замену жидкости делает один механик за 15-20 минут, это новые технологии, рекомендую.
Тормозные жидкости – все – смертельно ядовиты. БСК – легковоспламеняющаяся, «Нева», «РосДОТ» и «Томь» — горючие, курение при работе с ними запрещено. Современные отечественные тормозные жидкости по стандартам ДОТ-4 и 5 отличаются от импортных только ценой, качество – то же.
Вспомните все же – когда вы меняли тормозную жидкость в вашем автомобиле?..